Лозунг дня

"Чтобы выжить, надо быстро изменяться." Л.Кэрролл

воскресенье, 31 марта 2013 г.


Функции частиц


Функция № 1. Частицы служат для образования формы слова (повелительного и условного наклонения глаголов, превосходной степени прилагательного и наречия):
Частица
ДАВАЙ(ТЕ) употребляется в том случае, если автор хочет выразить приказ, требование, совет или просьбу: давай(те) петь;
Частица
БЫ указывает на то, что действие возможно при определённом условии: читал бы, пошел бы;
Частицы
ПУСТЬ, ПУСКАЙ, ДА, ЧТОБ помогают автору выразить побуждение к чему-либо: Уж не мешайте, пусть я расскажу! Да будет свет! Чтоб ты подавился!
Частицы
БОЛЕЕ, МЕНЕЕ, САМЫЙ помогают подчеркнуть превосходство признака: Эта коробка более вместительная. Сегодня на улице менее жарко, чем вчера.
Функция № 2. Частицы вносят в предложение различные оттенки значения, а также выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чём говорится в предложении.
А) С помощью частицы НЕ можно выразить:
Отрицание (Он не приехал сегодня. Он приехал не сегодня. Сегодня приехал не он);
Неуверенное отрицание (Полянка - не полянка, а все-таки чистенькое место);
Неопределенность или неясность признака (Извозчик попался: едет - не едет);
Безразличие (Плачь не плачь, былого не воротишь);
Полноту и длительность действия (Возить вам не перевозить. Гляжу на вас не нагляжусь);
Высокую степень и длительность эмоционального состояния (не налюбуется, не надышится);
Утверждающую реплику-повтор (Нужно приданое? Как не нужно, конечно, нужно);
Категорическое отрицание (Знать не знаю, ведать не ведаю).
Б) Частица
НИ выражает:
Отрицание (Ни души. Ни звука. Ни малейшей надежды);
Усиление отрицания (Мы не слышали ни звука);
Перечисление (Для тебя нет ни письма, ни посылки, ни телеграммы).
В) Частицы
ЛИ, НЕУЖЕЛИ, РАЗВЕ, НИКАК выражают вопрос (Давно ли он ушел? Неужели это правда? Разве ты ему веришь? Никак ты болен?)
Г) Частицы ЧТО ЗА и КАК - восклицание (Что за прелесть эти сказки! Как прекрасен это мир!)
Д) Частицы ВОТ (А ВОТ), ВОН (А ВОН) - указание (Вот уже кое-где мелькает еле заметная травка).
Е) Частицы ВРЯД ЛИ, ЕДВА ЛИ - сомнение (Вряд ли твой доклад понравится слушателям)
Ж) Частицы ИМЕННО, КАК РАЗ - уточнение (Как раз это предложеие подходит для концовки сочинения)
З) Частица - С вносит в речь оттенок почтительности или иронии (Извольте-с. Слушаю-с. Ну-с, что такое у нас тут случилось?)
И) Частица - КА смягчает просьбу, побуждение (помолчи-ка, сходим-ка вместе).
К) Частицы ДА, ЕСТЬ и НЕТ выражают утверждение или отрицание (- Выполняйте. - Есть!)
Л) Частицы ТОЛЬКО, ЛИШЬ, ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО, ПОЧТИ помогают выделить отдельные слова и выражения (Гласные звуки состоят только из голоса)
М) Частицы ДАЖЕ (И), НИ, И, ЖЕ, ВЕДЬ, УЖ, ВСЁ, ВСЁ-ТАКИ, - ТО усиляют роль некоторых слов (Даже ты не веришь мне! Я очень занят, но всё-таки помогу тебе.)

Материалы к сочинению на лингвистическую тему


·         Точка 
·         Двоеточие 
·         Запятая 
·         Тире 
·         Точка с запятой 
·         Кавычки 
·         Скобки 
·         Многоточие 
·         Союз «чтобы» 
Роль диалогов в художественном тексте. 

понедельник, 18 марта 2013 г.

Поэтическая пятиминутка

Уважаемые учащиеся, при подготовке к пятиминуткам предлагаю вам использовать стихи из этого раздела. В комментариях можете размещать другие стихи, которые вам понравились.

Марина Цветаева

Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и нагробные плиты...
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская!

************************

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти
- Нечитанным стихам! -
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Май 1913
********************************

Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала - тоже!
Прохожий, остановись!
Прочти - слепоты куриной
И маков набрав букет,
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.
Не думай, что здесь - могила,
Что я появлюсь, грозя...
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!
И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились...
Я тоже была прохожий!
Прохожий, остановись!
Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед, -
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.
Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь,
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.
Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли...
- И пусть тебя не смущает
Мой голос из под земли.

************************
Письмо
Так писем не ждут,
Так ждут — письмá.
Тряпичный лоскут,
Вокруг тесьма
Из клея. Внутри — словцо.
И счастье. И это — всё.
Так счастья не ждут,
Так ждут — конца:
Солдатский салют
И в грудь — свинца
Три дольки. В глазах красно.
И только. И это — всё.
Не счастья — стара!
Цвет — ветер сдул!
Квадрата двора
И черных дул.
(Квадрата письма:
Чернил и чар!)
Для смертного сна
Никто не стар!
Квадрата письма.

11 августа 1923

****************
Цветок к груди приколот,
Кто приколол - не помню.
Ненасытим мой голод
На грусть, на страсть, на смерть.

Виолончелью, скрипом
Дверей и звоном рюмок,
И лязгом шпор, и криком
Вечерних поездов,
Выстрелом на охоте
И бубенцами троек -
Зовете вы, зовете
Нелюбленные мной!

Но есть еще услада:
Я жду того, кто первый
Поймет меня, как надо -
И выстрелит в упор.

Мирра Лохвицкая

Умей страдать,
Когда в тебе клеймят и женщину, и мать —
За миг, один лишь миг, украденный у счастья,
Безмолвствуя, храни покой бесстрастья, —
Умей молчать!

И если радостей короткой будет нить
И твой кумир тебя осудит скоро
На гнет тоски, и горя, и позора, —
Умей любить!

И если на тебе избрания печать,
Но суждено тебе влачить ярмо рабыни,
Неси свой крест с величием богини, —
Умей страдать!
1895